Распечатать Страница

Советы психолога родителям

  СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

­­­­­­­­­– Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

– Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что  он хуже других.

– Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на  любые вопросы ребенка.

– Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

– Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими         сверстниками, но и со взрослыми.

– Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

– Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

– Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

– Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

– Не добивайтесь успеха силой.

– Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку.

– Признавайте право ребенка на ошибки.

– Помните, ребенок относится к себе так,  как относятся к нему взрослые.

– Иногда попробуйте ставить себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

 

Если Ваш ребенок застенчив…

  • Главное, никогда не говорите ему об этом, и другим не позволяйте упрекать: «Ну, чего ты стесняешься?» — и тому подобное. Если вы внушите ребенку, что он действительно застенчив, исправить положение будет труднее.
  • Разговаривая с учителем, не приклеивайте своему ребенку — этот ярлык: «Знаете, он у меня такой застенчивый…».  К сожалению, для учителя плохие способности и застенчивость часто означают одно и то же. Лучше скажите: «Мой ребенок не сразу привыкает к новым людям». Подумайте, как сказать.
    Пусть ваш ребенок почаще общается с детьми младше его
  • Здесь у него будет возможность проявить себя, действовать с позиции авторитета. Уважение и восхищение младших придадут ему уверенность. Если он сам интуитивно выбирает себе окружение из младших детей, не мешайте ему и не задавайте бестактных вопросов: «Почему ты все время играешь с малышней? Где же твои ровесники?».
  • «Пик» застенчивости приходится на процедуру знакомства с новыми людьми. И не надо пользоваться именно этой ситуацией для того, чтобы привить ребенку социальные навыки и умения: «Ну, поздоровайся же с тетей! Скажи ей, как тебя зовут».
  • Почаще приглашайте домой других детей, берите их с собой в кино, на прогулки. Вашему сыну или дочери легче будет завести друзей, если вы все вместе возьметесь, например, испечь пирог. Конечно, это очень хлопотно, можно представить, во что превратится ваша кухня. Но пользы это принесет намного больше, чем если вы будете повторять то и дело мучая себя и ребенка: «Ну, почему ты такой застенчивый… Поздоровайся же с тетей!»

 

Рекомендации родителям пятиклассников

Уважаемые родители!
В ваших руках сделать период адаптации  своего ребенка к школе менее болезненным.
Вот несколько рекомендаций:
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не ограничивайтесь фразами ; «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении, проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.
3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.
4. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.
5. Принимайте участие в жизни класса и школы.
6. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики.
7. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.
8. Если ребенок просит о помощи в подготовки домашнего задания, не отказывайте ему в помощи. Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.
9. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к школе.
10. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам, неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше, сильнее, опытнее.
11. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.
12. Контролируйте ребенка, делая ему замечания, ругая его, объясните: «за что…»

Рекомендации родителям старшеклассников

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ.
Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее. Чем короткое изречение. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. Распределенное заучивание лучше концентрированного, лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее. Из двух материалов, большего и меньшего, разумнее начинать с большего. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Как запомнить большее количества материала.
1. Составить план работы
2. Просыпаться пораньше и посвящать утренние часы учебе. Наиболее благоприятное время для усвоения материала с 7 до 12 часов и с 14 до 17-18, утреннее время лучше использовать на самый сложный материал.
3. Для лучшего усвоения материала желательно повторить его 4 раза:
Просмотр материала – общая ориентировка;
Выявление основных идей текста и их взаимосвязи;
Повторение наиболее существенных фактов;
Составление плана вопроса и дальнейшее повторение уже по нему.
4. Изучать материал желательно с самого трудного, с того раздела, который знаете хуже всего.
5. Обязательно следует чередовать работу и отдых: 40 мин. занятий, 10 мин. – перерыв.
6. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, в начале вспомнить, и обязательно кратко записать все, что вы знаете по этому вопросу.
7. Ответы на наиболее трудные вопросы полностью и подробно рассказать родителям, друзьям – это поможет лучше усвоить материал, снять стресс.
8. Не повторять билеты по порядку. Лучше написать номер на листочке и тянуть, как на экзамене.
9. Пересказывать материал перед зеркалом. При этом следите за своей позой, мимикой, жестами, голосом. Ваша речь, весь ваш вид должен выражать уверенность в себе и своих знаниях.
10. Приходить на консультации с собственными конкретными вопросами. Это позволит вам “залатать дыры”.

  1. Оставить один день перед экзаменам на то, чтобы повторить планы ответов .Что делать, если устали глаза.

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если у ребенка устали глаза, значит, устал и организм и ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Чтобы глаза отдохнули нужно выполнить два любых упражнения: посмотреть попеременно вверх – вниз (25 сек.), влево – вправо (15 сек.) написать глазами свое имя, отчество, фамилию попеременно фиксировать взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом на листе бумаги (20 сек.) нарисовать квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, затем в противоположную сторону.
Как поддержать работоспособность.
Необходимо:

– чередовать умственный и физический труд.
– делать гимнастические упражнения, отдавая предпочтение кувыркам, стойке на голове, т. к. усиливается приток крови к клеткам мозга Береги глаза, делай перерыв каждые 30-40 минут
– минимум телевизионных передач!!!
Как можно поддержать ребенка в период экзаменов?
Очень важно оказать помощь в организации режима дня, ведь дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правила­ми. Например, они часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень велик и они не успеют все выучить к эк­заменам. Для того чтобы эта задача стала для детей более

реаль­ной, мы можем оказать им помощь в распределении учебного ма­териала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справить­ся с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учеб­ный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сделать это сами, и наша помощь мо­жет быть как нельзя кстати.
Как можно составить план работы? Вместе с ребенком подсчитаем, какое количество материала ему нужно выучить: сколько параграфов учебника или экзаме­национных билетов надо знать или сколько задач решить. По­том прикинем, сколько у него есть на это времени. Вычтем один день на повторение и возможные непредвиденные обстоятель­ства. Это сделать очень важно, чтобы у ребенка на всякий слу­чай оставался временной резерв. Разделим количество билетов на количество дней. Это ежедневная норма, которую тоже мож­но разделить, например, на три части: утро, день, вечер. Тогда получается, что, скажем, за утренние часы нужно выучить всего четыре билета, а это задача вполне посильная. Этот план мож­но написать и повесить, чтобы потом вычеркивать выполненные пункты. Такой план наглядно показывает результаты работы.
Дети часто стараются выучить весь объем материала сразу, при­чем заучивают его дословно, не пытаясь понять. Такой путь явля­ется неэффективным. Дело в том, что объем памяти у человека ограничен и включает 7 + 2 единицы информации. Поэтому, чтобы текст запоминался лучше, его надо разбить на составляющие. Мы можем подсказать детям различные способы работы с информаци­ей, прежде всего составление планов, конспектов, схем, таблиц.
Вот наиболее простой способ заучивания учебного материа­ла. Сначала материал делится на смысловые блоки, каждый блок получает название, и составляется план всего параграфа или би­лета. Затем ребенок выучивает по отдельности каждый пункт пла­на и только потом повторяет весь билет или параграф целиком.
Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Необходимо помочь ребенку найти такую форму до­суга, которая не переутомляла бы его: прогулки, общение с одним-двумя друзьями. В течение дня также нужно делать корот­кие перерывы каждые 45—60 минут, чтобы сохранить высокую работоспособность. Ребенок может выпить чаю, отвлечься, по­говорить по телефону и затем вновь вернуться к занятиям.
Для нормального самочувствия и хорошей работоспособно­сти ребенок должен высыпаться. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и бес­покойными. В состоянии утомления работоспособность снижа­ется, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами

Компьютерные дети

 Компьютерная зависимость – это болезненное состояние, влекущее за собой нарушение психологических и поведенческих функций. Она проявляется как у детей, подростков, так и у взрослых.
Определить зависимость можно так: если отношения к игре контролируются (человек пришел, поиграл и ушел), то все в порядке; если вместо запланированного часа – играет несколько напролет, значит – это проблема.
Если лишить возможности играть, начинается депрессия. Дети забрасывают учебу, спорт, живое общение и в конце концов перестают принадлежать себе.
Как не стать игроманом?
– Не позволять ребенку заигрываться в одну игру ;
– Контролируйте время у компьютера;
– Больше разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его впечатлениями, акцентируйте внимание на впечатлениях от событий реальной жизни. Тогда он сам поймет, что жизнь вокруг него более интересна, чем поверхностные впечатления от компьютерного мира.
Что делать, если ребенок стал зависимым?
– Ругань, нравоучения, запреты не помогут. Ребенок будет действовать назло.
– Забрать компьютер – настроите его против себя.
– Поговорите о своих чувствах и опасениях.
– Посещение кружков, секций, тренировок, курсов.
– Развивать разнообразные интересы, больше заниматься ребенком.
Как обезопасить свое чадо?
– Установите компьютер не в детской комнате, а в общей, чтобы можно было следить, для чего он используется.
– Попросите объяснить, показать как действует Интернет.
– По возможности ненавязчиво общайтесь с ним во время “путешествия в сети” . Это поможет выяснить, чем он занимается в данный момент.
– Приучите его показывать вам все, что ему причиняет какие-либо неудобства при общении В Интеренете, или вызывает сомнения, страх.  Объясните, что:
– нельзя оставлять людям из Интернета свой домашний адрес, номер телефона, школы.
– нельзя встречаться с новыми друзьями, не сообщив взрослым.
– нужно покинуть чат, если беседа принимает угрожающий характер.

 Информация к размышлению!
Если ребенок днями и ночами сидит за монитором, психологи советуют прежде поискать корни проблемы в семье. Возможно, родители больше заняты своими делами, поэтому ребенок стремиться уйти от переживания по поводу невнимания взрослых в виртуальный мир.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://mirnschool13.ru/stranica-pedagoga-psixologa/sovety-psixologa-roditelyam/